Пятнадцать лет борьбы. «Новые русские» превратились в средний класс
| Коммерческие ларьки, челноки и торговля по бартеру — это малый бизнес образца начала 90-х. В 1993 г. в Москве была принята первая программа комплексного развития «малышей», и самодельные предприниматели начали выходить из подполья. Что стало с ними 15 лет спустя? 1993 год Как выглядел малый бизнес: Когда предпринимательство перестало быть уголовно наказуемым делом (с 1987 г. заработал закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», а в 1992 г. московские власти выпустили указ о свободе торговли), бывшие фарцовщики стали уважаемыми людьми — по данным Госкомстата, на 01.04.93 было зарегистрировано 262,7 тыс. малых предприятий. Больше половины частных фирм занималось торговлей и посредничеством: в ларьках («комках») торговали сигаретами, газировкой и шоколадками, челноки из Китая и Турции везли всё подряд — от пуховиков до трусов. Кто там работал: госслужащие, чья зарплата из-за гиперинфляции (20% в месяц) напоминала подачку. Лишь по официальным данным, таких «перебежчиков» набралось тогда 8,63 млн. чел. Их зарплата была в 2-3 раза выше, чем у работающих на государство. Проблемы мелких «частников»: •Массового милицейского «крышевания» ещё не было, зато налоговые инспекции требовали взятки, утаивали информацию о новых документах в налоговом законодательстве, чтобы оштрафовать мелких бизнесменов на полную катушку. •После 2 лет работы малые предприятия теряли все налоговые льготы. Коммерсант был обязан назвать налоговикам предполагаемую прибыль на квартал вперёд, но точно рассчитать её из-за гиперинфляции было невозможно, поэтому всех штрафовали. Малые фирмы занижали доходы и не подписывали договоры с работниками, иначе до 90% прибыли пришлось бы отдавать в виде налогов и обязательных платежей. •Коммерсанты избегали любых конфликтов с властями, ведь те могли в один день поднять арендную плату в 10 раз или выгнать фирму на улицу, потому что львиная доля «квартирантов» не имела никаких документов на аренду помещений. •Из-за начавшейся в стране концентрации капитала происходило разорение мелких фирм или поглощение их крупными компаниями. •Остро не хватало оборотных средств. Вложенные на 3 месяца деньги гарантированно «съедались» инфляцией, из-за этого все работали с предоплатой или по бартеру. Оплатить рекламу, участие в выставках, мониторинг потребительского рынка было просто нечем. •Из-за коротких сроков кредитования (полгода) и ставки в 189-200% взять кредит в коммерческом банке было под силу лишь торговым «лавочкам». •В приватизации госсобственности малый бизнес практически не участвовал из-за отсутствия денег и активного противостояния чиновников. Что обещали власти и что получилось: •Финансовую господдержку. Но вместо обещанных 18,38 млрд. руб. было выделено лишь 5,7 млрд. руб. •Упрощённую регистрацию фирм на льготных условиях. Но, хотя список документов сокращался, как и число инстанций, стоимость регистрации лишь росла. •Быстрое выделение недорогих помещений и земельных участков. Осталось в виде обещаний. •Снизить налоги. На деле: одни налоги снижали, другие повышали. 2008 год Как выглядит малый бизнес: По данным МЭРТ, в России действует 1 млн. 133 тыс. небольших предприятий (это около 50% субъектов хоздеятельности в стране). В год регистрируется 50 тыс. миникомпаний (из 10 новых фирм 6 — это компании малого бизнеса). Небольшие предприятия официально называют опорой государства и основой среднего класса. Кто там работает: все подряд (те, кому надоело работать на «чужого дядю», выпускники вузов, люди без среднего образования, фермеры, пенсионеры, домохозяйки и т. д.). Проблемы малого бизнеса сегодня: •Практически невозможно оформить землю в собственность. •Административных барьеров до сих пор предостаточно, как и чиновников-мздоимцев (особенно в службах «одного окна»). •Энергетические компании сами решают, подключать ли новое предприятие к сетям, проводить ли им коммуникации и сколько брать c мелких бизнесменов за свои услуги (взятки энергетикам исчисляются десятками тыс. долл.). Власти обещают в ближайшие месяцы: •Избавить «малышей» от кассовых аппаратов. •Предоставить им возможность внеконкурсного выкупа государственного и муниципального имущества после 3 лет аренды. •Уменьшить число «проверяющих» органов и чётко прописать, как часто и как долго они могут проводить ревизии. •Потратить на поддержку россиян, работающих на себя, в 2008 г. – 3,85 млрд. руб., в 2009 г. – 4,3 млрд. руб., в 2010 г. — 4,45 млрд. руб. Использованы данные Московского фонда поддержки малого предпринимательства, «Опоры России», Национального института системных исследований проблем предпринимательства.
Источник: AIF.RU
Категория: Экономические Новости | Добавил: vcepro (15.06.2008)
| Автор: Дмитрий Казаков, Галина Шейкина
Просмотров: 538 | Комментарии: 0
| Рейтинг: / |
|
|
|